Дорновым трубогибом называется трубогиб, имеющий такой элемент оснастки, как дорн, который находится внутри трубы, удерживая ее от изменения формы сечения, а так же от образования гофр и заломов.
По своей конструкции, дорны бывают:
Дорн на трубогибочных станках обычно работает в одном из двух режимов:
Конструктивно фиксированный дорн намного проще, а следовательно дешевле. Однако, при использовании возникают некоторые проблемы. Так с наружной стороны заготовки может оставаться бугорок по форме дорна. А при диаметре труб от 30 мм требуются значительные усилия при сдергивании заготовки.Также из-за трения, на дорне может остаться незначительный наклеп металла, который приводит к образованию гофры на последующих гибах.
Эти проблемы устраняются за счет автоматического выдвижения-убирания дорна. Это усложняет конструкцию станка и увеличивает его стоимость, но высокая скорость работы и качество изделий с лихвой окупают затраты.
При дорновой гибке возникает очень большая сила трения на наружной стенке трубы, что приводит к ее утонению. Избежать или уменьшить данный эффект, важно потому, что от этого зависит срок эксплуатации согнутых изделий, их способность выдерживать большое давление. Существует много способов, но реально работает всего два.
Изменение сечения называется эллипсностью либо овальностью. В общем машиностроении, судостроении допускается эллипсность до 12,5% в других областях требования могут быть жестче до 4% и даже 3%, на оборудовании БМК можно получить показатель менее 1%.